LS Aqparat, ИА, Алматы,
20 июня 2022 г.
Добровольно-принудительно: как обязательное страхование мешает рынку 559 просмотров
Обязательное автострахование убивает рынок добровольного. Такое мнение озвучила LS гендиректор Interconsult info Марина Шиповалова.
В беседе с корреспондентом LS она напомнила, что в самое ближайшее время будет принят законопроект, который предусматривает изменение подхода к расчету тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев.
«Страховая отрасль должна оперативно отслеживать экономическую ситуацию в первую очередь. У нас законодательство какое-то время стояло на месте. Сейчас же регулятор выравнивает дисбалансы, которые сложились на рынке. По сути, законодательство должно меняться постоянно, тогда оно будет позволять отрасли развиваться поступательно. Поэтому сейчас все ждут хорошего эффекта от предлагаемых изменений», – отметила Шиповалова.
Она добавила, что, согласно новым поправкам, будет вводиться механизм оперативной корректировки региональных коэффициентов в составе тарифа, которые позволят выравнивать регионы по уровню убыточности.
«Действующие в настоящий момент региональные коэффициенты и подходы к расчету тарифа были приняты в 2007 году. Тарифы должны быть гибкими, чтобы не произошла ситуация, которую мы наблюдали до 2007 года, когда убыточность во многих регионах зашкаливала выше 100% и страховщики просто выходили из бизнеса. По моему мнению, если регион убыточный, то премии там должны быть выше. И это правильная ситуация. Сейчас тарифная политика будет более гибкой» – считает эксперт.
Также, по ее словам, регулятор будет основывать свои расчеты на ежегодных показателях рынка, таких как рост премии, убыточности, количества транспортных средств. И на основе этих данных будет приниматься решение о том, какими должны быть тарифы в этом регионе.
«В 2008-2009 годы убыточность была примерно 20%, то есть из собранных премий страховщики выплачивали только 20%, что с точки зрения социальной справедливости мало. Если говорить в целом об убыточности страхового рынка, то это около 25-27%. Но когда мы говорим об обязательном страховании, то этот уровень значительно выше. Когда сейчас прямая убыточность по ОГПО ВТС достигает 58-60%, то это уже невыгодно для страховщика и он может выйти из бизнеса», – пояснила Шиповалова.
Помимо этого, она заметила, что в Казахстане одни из самых дешевых тарифов. К примеру, в России они в три раза выше.
«Наши потребители страховых услуг, а именно автовладельцы, платят мизерные деньги по сравнению с жителями Европы и даже соседней России. Для того чтобы страхование покрывало все расходы в полном объеме, нужно повышать тарифы. Но возникает вопрос: должно ли обязательное автострахование покрывать все убытки автовладельца? К примеру, в Беларуси обязательное страхование продают только компании с госучастием, и там обязательное страхование автовладельца покрывает минимальный уровень выплат, который можно назвать социальным. Агентская комиссия там составляет 7%. Наши страховщики и их агенты за такие деньги работать не стали бы», – отметила эксперт.
Именно поэтому, по словам Шиповаловой, в Беларуси частные коммерческие страховщики развивают добровольное автострахование и 70% автопарка страны покрыто качественным добровольным автострахованием.
«У нас, я считаю, ГПО ВТС убивает рынок добровольного автострахования (кредитное автострахование не в счет, поскольку это совсем другая история). И чем больше будут подниматься лимиты выплат и тарифы, тем меньше будет желания и возможностей у населения покупать что-то, кроме обязательного страхования. Поэтому к опыту Беларуси стоит серьезно присмотреться и установить лимит по выплатам на восстановление авто на уровне какого-нибудь социального минимума, при этом выплаты по вреду жизни и здоровью должны быть довольно высокими. В рамках добровольного автострахования и опции совершенно другие и выплаты могут быть произведены таким образом, чтобы клиент остался доволен и мог восстановить свое авто», – уточнила она.
При этом Шиповалова добавила, что в Казахстане обязательное автострахование покрывает средний чек убытков, который в большинстве случаев устраивает потребителя. Если он будет снижен, то у автовладельцев появится стимул к покупке добровольных продуктов.
В свою очередь советник председателя правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев сообщил, что в 2021 году страховой рынок собрал 82 млрд тенге премий по ОГПО. Коэффициент убыточности на начало 2022 года составил 48%.
«В региональном разрезе он варьируется от 22% (Атырауская область) до 74% (Туркестанская область). При таргетированной убыточности в 60% емкость рынка сократится на 24%-38%. Другими словами, в 2023 году он соберет от 50 млрд до 62 млрд тенге (вместо 82 млрд тенге)», – привел цифры эксперты.
Далее, по его словам, значительное снижение емкости рынка произойдет в четырех регионах: в Атырауской области – на 64%, в СКО – на 55%, в Алматы и ЗКО – на 54%. В ВКО и в Актюбинском регионе они сократятся на 40% и 42% соответственно.
«В свою очередь в трех регионах тарифы вырастут: в Туркестанской области – на 24%, в Алматинской – на 12% и в Карагандинской – на 8%. При таргетированной убыточности в 70% емкость рынка сократится на 35%-47%. При убыточности в 80% – на 43%-53%. При убыточности в 90% – на 49%-58%», – резюмировал Керимбаев.
Ранее LS писал о том, что по обязательному автострахованию средняя сумма страховой выплаты выросла с 461 тыс. тенег в 2021 году до 511 тыс. тенге в марте 2022 года. По мнению Керимбаева, это связано с укреплением курса доллара, который привел к удорожанию запчастей для автомобилей.
Милана БЕЙНОЕВА
Вся пресса за 20 июня 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
Российский налоговый портал, 9 июня 2025 г.
В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
В РФ создадут Центр развития искусственного интеллекта

|
|
raexpert.ru, 9 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Страховая бизнес группа» на уровне ruА-

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 9 июня 2025 г.
Суд взыскал 137 млн рублей убытков с экс-руководителей страховщика «Спасские ворота-М»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Австралийцы под угрозой: как рост страховых премий и климатические катастрофы ставят под удар миллионы домовладений

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Молодёжь хочет простое и цифровое страхование: итоги опроса Insurance Europe и EYP

|
|
ПРАЙМ, 9 июня 2025 г.
В России снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Убытки перестраховщиков, связанные с ветровыми рисками в США и Европе, остаются стабильными

|
|
ТАСС, 9 июня 2025 г.
Сумма выплат по ОСАГО за январь-апрель 2025 года составила 71,7 млрд рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Медицинская страховка для путешественников: глобальные тренды и казахстанская реальность

|
|
investing.com, 9 июня 2025 г.
Страховая технологическая компания Slide нацелена на оценку более $2 млрд при IPO на Nasdaq

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Роль страхования в экологическом переходе: ключевые технологии и отрасли

|
|
Новости Воронежа, 9 июня 2025 г.
Средняя премия по ОСАГО в 2025 году снизилась, а выплаты выросли на 17%

|
|
Gorod.lv, 9 июня 2025 г.
Названа стоимость OCTA для владельцев электросамокатов в Латвии

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 9 июня 2025 г.
Петербуржцы стали чаще покупать туристические страховки

|
|
Хабр, 9 июня 2025 г.
Росгосстрах обновил ИИ модели по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Очередной пожар на грузовом судне – повод задуматься страховщикам морских грузоперевозок

|
 Остальные материалы за 9 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|